900 МАШИН ЛИШИЛИ РЕГИСТРАЦИИ, 95 ТЫСЯЧ ПОД УГРОЗОЙ (И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

900 МАШИН ЛИШИЛИ РЕГИСТРАЦИИ, 95 ТЫСЯЧ ПОД УГРОЗОЙ (И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ)

Проблема изъятия автомобилей у добросовестных автомобилистов в России всегда стояла достаточно остро. Особенную актуальность эта проблема имеет на дальнем Востоке. Как отмечалось в Российской газете, жители приморья сотнями закидывают жалобы в краевой парламент на действия ГИБДД, которая отменяла регистрацию их автомобилей.
Отменяя регистрацию ГИБДД ссылается на то, что автомобили ввозились на территорию РФ под видом "конструкторов" (когда машина ввозится под видом запчастей, а после легализуется). После легализации такие машины продавались ничего не подозревающим покупателям, которые могли ездить на них несколько лет. Понятно, что за это время машина могла сменить нескольких владельцев.
Люди приобретали автомобили, ездили на них до того, как в один "прекрасный" момент их останавливали сотрудники ГИБДД и сообщали, что они больше не в праве использовать машины.
Руководство ГИБДД сообщает, что по результатам проверок выявлено более 8500 "подозрительных" постановок на учет. Можно с большой долей уверенности предположить, что определенная доля этих машин уже покинула пределы приморья и колесит по другим регионам России. Поэтому под угрозой может оказаться практически любой автомобиль.
Однако проблемы могут коснуться не только владельцев машин, легализованных на дальнем Востоке. Российская практика дает примеры, свидетельствующие о том, что правоохранительные органы могут безнаказанно изымать любую автомашину без каких-либо видимых причин и не вникая в права ее собственника.
Так недавно в Москве с охраняемой стоянки были изъяты несколько автобусов. При этом правоохранительные органы даже не удосужились сообщить их собственнику о причинах изъятия, а также о том в рамках какого дела было осуществлено изъятие. Вернуть автобусы удалось только в судебном порядке, однако, не смотря на прошествие многих месяцев, точка в этом деле еще не поставлена. 
На сколько можно понять из позиции сотрудников правоохранительных органов, в отношении автобусов не было никакой информации об угоне или о том, что они нелегально ввезены на территорию РФ. Они были изъяты для проведения некой проверки (не понятно в рамках уголовного или административного дела). Исходя из позиции "правоохранителей" можно предположить, что они считают возможным изымать транспортные средства без каких-либо объяснений на какой угодно срок. Хуже всего в этом деле было то, что их позицию поддержал и Верховный Суд РФ.
Другой случай изъятия автомобиля сотрудниками правоохранительных органов произошел в Волгограде, где у владельца был изъят престижный внедорожник. Свое поведение сотрудники объяснили тем, что автомобиль предположительно находится в угоне.
Волгоградские суды также отказались возвращать автомобиль владельцу. Не помогли и ссылки на то, что в отношении предыдущих собственников автомобиля уже имелись вступившие в законную силу судебные акты о том, что они являются добросовестными приобретателями. Осталась без комментариев и ссылка на то, что предполагаемый собственник автомобиля (если этот автомобиль действительно был когда-то угнан), так и не изъявил желания забрать машину и вообще его местонахождения неизвестно.
В итоге машина была изъята без какой-либо компенсации владельцу.
Следует отметить, что основным законом, имеющим наибольшую юридическую силу в России, является ее Конституция. В статье 35 которой указано, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Но, как видим, российские суды и правоохранительные органы очень часто закрывают глаза на это предписание.
Поэтому следует с сожалением констатировать, что ни один автовладелец не имеет гарантий от изъятия своего автомобиля сотрудниками правоохранительных органов.
В подобных случаях остается надеяться только на международные органы. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Эта Конвенция, помимо прочего, гарантирует защиту права собственности. Жалобы на нарушение государством Конвенции подаются в Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ).
После того, как волгоградские суды отказались защищать право собственности на автомобиль, я рекомендовал обратиться в ЕСПЧ. Именно туда и была подана подготовленная мною жалоба.
В этом году жалоба была коммуницирована Правительству РФ. Это означает, что ЕСПЧ счел доводы, изложенные в ней достойными судебного рассмотрения. Очень небольшое количество жалоб доходят до этой стадии. Суд рассматривает только случаи очевидного нарушения права собственности. Коммуникация жалобы с большой вероятностью означает ее удовлетворение.
Остается надеяться на то, что после рассмотрения этой жалобы, российская практика безосновательного изъятия автомобилей у собственников прекратится навсегда.